Храмы в XIX-XX веках

ДОМОВЫЙ ХРАМ ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Домовый храм был устроен на втором этаже деревянного барского дома Белокопытовых в самом начале 60-х гг., как то и предсказал незадолго до своей кончины в 1855 году один из последних рославльских пустынножителей почти 100-летний схимонах Авраамий, живший в лесу неподалеку от села Троицкого, примерно в 8 верстах от монастыря. Кто освещал храм пока неизвестно. Просуществовал он до начала 20 века.

ДЕРЕВЯННЫЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ 1868 года

Деревянный Казанский храм был построен к открытию общины в 1868 году в центре монастыря. Стоял он на валунном фундаменте. Кто освящал храм документально неизвестно. Просуществовал до начала 20-го века.

КАМЕННЫЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ
1880 – 1888 гг.

Мудрый и заботливый духовник во все времена делал привлекательной любую обитель для желающих подвизаться на пути монашеского делания. Так было и с юной Боголюбивой общиной. В первое десятилетие ее существования число насельниц увеличивалось с каждым годом, и небольшой деревянный Казанский храм очень скоро уже не вмещал всех сестер. Отец Моисей благословил Александру Евгеньевну, бывшую в эти годы начальницей общины, собирать средства на строительство большого каменного монастырского храма. На сбор денежных средств ушло несколько лет, и, как известно, Александра Евгеньевна обращалась за помощью прежде всего к своим родственникам. Наконец, к 1880 году подготовка к строительству главной монастырской церкви была завершена, и было подано прошение владыке благословить богоугодное дело — возведение храма Божия.
Известно, что о. Моисей привлек к проектированию каменной церкви Боголюбивой обители архитектора Михаила Феофановича Грановского.
В 1880 году был заложен большой Казанский храм Боголюбивой общины, строительство которого продолжалось восемь лет. Михаил Феофанович Грановский, постоянно наблюдая за его возведением, параллельно выполняет еще несколько проектов. В 1882 – 1886 годах он одновременно начинает трудиться в Оптиной Пустыни над перестройкой церкви во имя преподобной Марии Египетской и Анны праведной (Аннинской церкви). Надо полагать, что работа Михаила Феофановича в Оптиной Пустыни состоялась не без участия отца Моисея (Красильникова)
В 1887-1888 годах по его проекту и под его руководством строится деревянная церковь во имя Георгия Победоносца в селе Меховом Козельского уезда. В 1890 – 1894 годах по проекту М.Ф. Грановского в Тихоновой Пустыни ведется строительство четырехъярусной колокольни с часозвоном высотой 75 метров и начинается возведение Успенского собора.
В сохранившихся ведомостях страховой оценки строений Боголюбивой обители 1810 года Крестовоздвиженская церковь описана так: «Крестовоздвиженская церковь — каменная, неоштукатурена, внутри оштукатурена и окрашена масленою краскою; покрыта железом, окрашенным зеленою масленою краскою. Длина церкви, считая с колокольнею — 24 саж. (51,2 м); наибольшая ширина – 11 саж.(23,5 м); высота до верха карниза – 5 саж. (10,668 м); на церкви имеется одна большая глава и около нее 4 малых, 1 малая главка над алтарем и 1 малая над трапезной; больших окон – 19 шт.; малых – 30 шт., из них 12 шт. на большой главе; дверей наружних, створчатых, железных – 2 шт. и 1 деревянная, обшитая железом; внутренних, створчатых – 4 шт.; иконостас главной церкви – длиною 30 арш. (21,336 м), высотою 8 1/3 арш. (5,936 м) (оценен в 8000р.); иконостас придельный правый длиною 9 арш. (6,4 м.), высотою – 8 арш. (5,7 м) (оценен в 2500р); иконостас придельный левый длиною 9 арш., высотою – 8 арш. (оценен в 2500 р.); церковь отапливается четырьмя кафельными печами. Колокольня постройкой неокончена, выложен нижний ярус высотою — 5 саж.»1
Известно, что Крестовоздвиженский храм Боголюбивой общины был поставлен на мощный фундамент из гранитных валунов и строился из кирпича, который изготавливали неподалеку от обители2. В основном на этой работе были заняты сами насельницы общины. Как тут ни вспомнить, какое сугубое внимание проявлял тогдашний оптинский старец Амвросий к изготовлению кирпичей для строительства монастырских церквей, благословяя сестер многих обителей самим участвовать в их изготовлении. Это, несомненно, можно рассматривать как указание на иносказательную сторону строительства, на слова Священного Писания о песке и камне (веры), положенных в основание града, который сможет устоять в любое ненастье. Преподобный Амвросий считал, что вместе с рукотворным строительством идет нерукотворное созидание храма и душ его усердных строительниц, которые только и могут истинно горячо молиться и заботиться о своем духовном доме, ибо ради этого и пришли в святую обитель. Стоит вспомнить рассказ, описанный в книге С. Нилуса, об удивительном сне, который видел монах, оптинский иконописец Болотов. Он видел храм, состоящий из кирпичиков, каждый из которых был человеком. Себя он тоже нашел в этом величественном строении3.
Как видно из описания 1910 года, Крестовоздвиженский собор был увенчан пятью главками, одной большой и 4-мя малыми, две из которых распологались – одна над алтарем, одна над трапезной частью церкви. Главки Крестовоздвиженского собора Боголюбивой обители были покрыты золотом.
Весной 2018 года в Калужском государственном архиве было обнаружено дело, в котором сохранился архитектурный проект Крестовохдвиженского храма Боголюбивого монастыря, выполненный архитектором Михаилом Феофановичем Грановским. Как видно из названия дела, первоначально в обители предполагалось строить именно Казанский храм, но, как ныне известно, главный престол храма освящался в честь Воздвижения Животворящего Креста.
В личном архиве монахини Иосифы сохранилось подлинное описание освящения Крестовоздвиженского храма.

ОПИСАНИЕ ОСВЯЩЕНИЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО ХРАМА
ПИСЬМОВОДИТЕЛЬНИЦЕЙ КАЗАНСКОЙ БОГОЛЮБИВОЙ ОБЩИНЫ
МОСАЛЬСКОГО УЕЗДА ВЕРОЙ ЕФРЕМОВОЙ В 1890 ГОДУ.
Главным источником сведений об исчезнувших с лица земли православных обителях являются порой очень немногочисленные источники, сохранившиеся в центральных и региональных исторических архивах и музеях России. Найти неизвестный письменный документ вне их стен чрезвычайно трудно, можно сказать, практически невозможно. Документ, который представляется вам сегодня, уникален. Чудом спасенный от огня, он 17 лет пролежал в моем собственном домашнем архиве, так как оставался не атрибутирован, то есть мне не удалось определить, где находилась Казанская Боголюбивая община и потому неизвестно было, куда его можно передать на хранение. Божиим Промыслом это время настало.
Строительство главного монастырского собора Казанской Боголюбивой общины было начато в 1880 году по инициативе основательницы общины Александры Евгеньевны Белокопытовой. Боголюбивая община к тому времени существовала почти 15 лет. Число насельниц с каждым годом росло, и небольшой деревянный Казанский храм, построенный к открытию общины в 1868 году, уже не вмещал всех сестер и многочисленных приходящих богомольцев, к тому же, уже достаточно обветшал. Александра Евгеньевна обратилась к своим родственникам, преимущественно, к Лыкошиным и Белокопытовым, с просьбой помочь денежными средствами. Всего ею была собрана значительная сумма в размере 21000 рублей, которая позволила составить проект, смету и начать строительство. Архитектор Михаил Феофанович Грановский, выполнивший эти работы, был рекомендован духовником общины, известнейшим настоятелем Тихоновой Пустыни — архимандритом Моисеем (Красильниковым), оптинским пострижеником и учеником преподобного оптинского старца Макария. Храм был задуман в византийском стиле, 3-х престольным и довольно внушительных размеров. Длина храма вместе с колокольней по проекту составляла 51,2 м, а наибольшая ширина — 21.3 м. Часть собора, включающая два боковых придела — во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы и во имя собора Архангела Гавриила и всех безплотных сил, была теплой и освящалась в 1888 году, а главный престол во имя Животворящего Креста Господня — в мае 1890 года. До этих событий храмоздательница А.Е. Белокопытова не дожила. Она скончалась в 1883 году в возрасте 63 лет.
Автор найденного описания торжественного освящения Крестовоздвиженского собора — сестра Казанской Боголюбивой женской общины Вера Ефремова. Вера Васильевна Ефремова принадлежала к дворянскому сословию и была женой коллежского асессора. Оставшись вдовой, она поступила в Казанскую общину, при этом пожертвовала обители принадлежавшие ей земли при д. Козловка (в 2-х км от монастыря) в количестве 146 десятин 600 саженей. Согласно послужным спискам монастыря 1906 года Вера Васильевна родилась в 1843 году. В 1892 году она была пострижена в монашество с именем Аркадия и проходила послушание в ризнице, читала в церкви, ездила по сборам. 8 августа 1894 года монахиня Аркадия была назначена на должность казначеи. Согласно ее прошению, по слабости здоровья 26 февраля 1904 года была уволена от должности. В 1910 -11 гг. подпись монахини Аркадии Ефремовой стоит под страховыми оценками строений, принадлежавших Казанскому Боголюбивому монастырю. В это время ей было 68 лет.
Из послужных списков известно, что сестра Вера Ефремова с 1885 года несла послушание письмоводительницы обители. Согласно монастырскому уставу «на обязанности письмоводительницы лежит ведение всех монастырских письменных дел. Она должна наблюдать за всеми сестрами, несущими письменное послушание в канцелярии монастыря, а также за сестрами, занимающимися письмоводством при экономке и заведующих отдельными частями монастырского хозяйства.
Письмоводительница следит, чтобы все письменные дела по монастырю были в полной исправности и надлежащем порядке, а также чтобы были в порядке вечные и временные синодики.
Письмоводительница подчиняется казначеи обители. На должность письмоводительницы ставится и выбирается казначей сестра вполне благонадежная, сведущая в канцелярских правилах; утверждается она настоятельницей. Никаких сведений из канцелярии без разрешения на то казначеи монастыря письмоводительница сообщать не имеет права»4.
Будучи письмоводительницей Вера Ефремова подробно описала освящение Крестовоздвиженского собора. Приводим это опии описание в современной орфографии:
(л.1)«Наконец — то настал для Казанской Боголюбивой женской общины желанный день освящения храма, которое и совершилось 2-го мая сего 1890 года. Храм этот был заложен и началась его постройка в 1880 году при строительнице общины Г-же Белокопытовой и при первой настоятельнице монахине Феодосии; но не судил Бог им обоим дождаться его освящения. Первая скончалась в 1883 году, а вторая в 1884 году. Все хлопоты по постройке едва только возникавшего храма достались в удел теперещней настоятельнице монахине Елевферии, в 1884 году только что поступившей на эту должность, которая при Божией помощи и окончила постройку теплой половины храма в 1886 году в чернее. В продолжении же затем 3-х последующих лет она была озабочена окончанием внутренней отделки и устройством иконостаса.
Хотя крайняя нужда настояла в освящении сказанного храма и сильно было желание матери настоятельницы его окончить, но остановка выходила за иконостасом, который не был еще окончен. Наконец, в апреле месяце сего года последние дополнительные иконы получены, и все уже было готово к освящению храма. М. Настоятельница подала рапорт об окончании теплой половины храма, вследствии чего и был прислан из Калуги Губернский Архитектор для составления акта о доброкачественности нового храма, что им и было исполнено. Преосвященный Анастасий был так милостив к Казанской Боголюбивой общине, что изъявил свое желание лично освятить / (л.2) в обители храм и назначил при обзоре Епархии побывать в общине. Наконец, Казанская община удостоилась посещения еще первый раз Владыки Анастасия. По маршруту Преосвященный назначил свой приезд в общину 1-го числа Мая и Его ожидали ко всенощному бдению, которое обыкновенно начинается в общине в 7-мь часов по полудни. Тихоновой Пустыни Священно Архимандрит Моисей, благочинный Казанской Боголюбивой общины, и собравшееся местное духовенство, ожидавшее прибытия Владыки, видя, что Он замедлил, по совету с М. Настоятельницею решили начать бдение. Во время чтения Пророчеств прибыл в храм местный благочинный, сказал, что скоро будет Преосвященный, и, действительно, чрез несколько минут Владыка вошел в новый храм, где служили бдение, и, прямо подойдя к чудотворной иконе Казанской Богоматери, «во имя которой и придел освящался», благоговейно приложившись к ней, изволил пройти в алтарь. Всеношную пели певчии монахини по обычаю, как и всегда; читали тоже монахини, На величании Владыка сам выходил с предшествующими священосящими двумя иподъяконами, кадил храм. По окончании бдения Владыка, благословляя певчих, изволил милостиво разговаривать с регентшею и похвалил пение. Всенощная окончилась в 11-ть часов. Стечение богомольцев было очень большим, были приезжии и из других уездов.
2-е число Мая было в среду. День начался ранней Литургией в 5-ть часов утра в домовой церкви, которую служил священник села Троицкого отец Феодор. Затем в новом храме было водо-/ (л.3)освящение и встреча Владыки, а в 9-ть часов началась церемония освящения Престола. Служащими со Владыкой были отец Архимандрит Тихоновой Пустыни Моисей, местный отец благочинный Петр, священ. Казан. Боголюб. Общины отец Андрей Щеголев и иеромонах Тихоновой Пустыни отец Израиль, первенствующий протодьякон из Калуги, второй иеродьякон Тихоновой Пустыни иеродьякон Досифей и два иподьякона, тоже из Калуги. Чин освящения храма и Литургию опять пели певчие монахини.
Преосвященный по окончании Литургии говорил проповедь изъустно, жаль, что эта прекрасная проповедь не осталась на всегдашнюю память для Казанской Богол. Общины, тем более, что это было первое еще служение Владыки Анастасия в обители и при таком торжественно – значительном случае для Казанской общины она говорилась. Жаль, от души жаль, что не осталось ее!
Божественная Литургия и затем молебен окончились в 2-а часа по полудни, после чего Владыка благословлял народ, которого было слишком 4-е тысячи, каждому хотелось принять благословение от своего Архипастыря. В 4-м часу по полудни Преосвященный отбыл из обители. Навсегда осталось приятное воспоминание в памяти обитателей Казан. Богол. женс. общины о 2-м Мае 1890 года.
Сестра Казан. Богол. женс. общины Вера Ефремова.
1890 года Мая 20 дня».
Стоит обратить внимание на общий стиль и форму этого описания, которое, на наш взгляд, наиболее близко к известному образцу — монастырской летописи Оптиной Пустыни, которая есть «уникальный духовно – исторический документ, позволяющий восстановить… достоверные сведения об истории и духовной жизни обители, ее насельников, благотворителях, многих именитых гостях, посещавших монастырь»5.

Епископ Калужский и Боровский Анастасий (Добрадин)

Освящение храма в Боголюбивой обители возглавил епископ Калужский и Боровский Анастасий (Добрадин), о котором следует сказать подробнее. Он родился в семье причётника. В 1849 году окончил Новгородскую семинарию и был рукоположён во священника. В 1855 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О христианских апологетах II—III в.в.» В 1880—1882 — ректор Витебской семинарии. До 1882 года — священник в Новгородской епархии, в Полоцком кадетском корпусе Овдовев, 26 марта 1882 года принял монашество. 6 октября 1882 года был рукоположён во епископа Выборгского, 2-го викария Петербургской епархии. С 28 сентября 1882 года — епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 3 мая 1888 года — епископ Калужский и Боровский. Попав на Калужскую кафедру, он сразу завёл дневник наблюдений за приходами, духовенством, духовно-учебными заведениями. Причём для составления его менее чем за 2 года объехал все 642 прихода. На основании же собранных данных сменил всех 43 благочинных, чего никогда ни ранее, ни после не бывало. Запомнился калужанам организацией и проведением празднования в честь 900-летия Крещения Руси летом 1888 года. 3 июня 1890 года был назначен на Воронежскую кафедру. В 1901 открыт церковный историко-археологический комитет. 6 мая 1902 года возведён в сан архиепископа. Скончался 1 мая 1913 года и был погребен в соборе Митрофаниевского монастыря Воронежской епархии. В августе 1956 года, после разрушения собора и монастыря, прах архиерея был перезахоронен на городском Коминтерновском кладбище. В 1993 году его останки были перенесены во вновь созданный некрополь Акатова во имя святого Алексия женского монастыря.
Судя по приведенному выше описанию, для владыки Анастасия это было одно из последних освящений храма, т.к. уже через месяц он покинул Калужскую землю, получив назначение на Воронежскую кафедру.
Освящение храма Боголюбивой обители произошло 2/15 мая, в день, когда отмечается память величайшего отца и учителя Церкви, непримиримого борца с еретиками – святителя Афанасия Александрийского (293 – 373). Всю жизнь святитель Афанасий терпел гонения за правду, пять раз ему пришлось удаляться от паствы,, но умер он на кафедре. Святитель писал к монашествующим послания и поучения, содержащие строгие монашеские правила. Им написано замечательное назидательное сочинение, которое считается лучшим его творением, шедевром аскетической и житийной литературы — житие преп. Антония Великого. Об этом житии свт. Иоанн Златоуст говорил, что его нужно читать каждому православному христианину, желающему спасения. Будущим насельницам и богомольцам Казанского Боголюбивого женского монастыря, думается, надо знать и помнить об этом памятном дне в истории монастыря.
Стоит добавить, что накануне этого дня, 1/14 мая, отмечалась память двух святых, прославивших сопредельные Калужскую и Смоленскую земли, на границы которых и расположена Боголюбивая обитель, — святого преп. Пафнутия Боровского и святого преп. Герасима Болдинского, а также память свмч. Макария, митрополита Киевского. Святые мощи преп. Герасима и свмч. Макария с марта нынешнего юбилейного года промыслительно пребывают в пока единственном храме возрождающегося монастыря.