Настоятельницы и игумении

НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ КАЗАНСКОЙ БОГОЛЮБИВОЙ ОБЩИНЫ

Белокопытова Александра Евгеньевна – с 1868 года до сер. 70годов1.

Устроительница и первая настоятельница общины, из дворянского сословия. Умерла в 1883 году.

Монахиня Феодосия (Синельникова) с сер. 70-х годов до 1884 года2, из местных обывателей, духовное чадо схимонаха Авраамия Жиздринского. При ней началось строительство Крестовоздвиженского храма. Умерла в 1884 году.

Монахиня Елевферия (Попова) — с 1884 года до 1892 года Из купеческого сословия. При ней освящен Крестовоздвиженский храм, построены многие строения обители (к 1890-му году их насчитывалось 54) и основательно устроен Синьгаевский скит. В 1892 году при открытии монастыря возведена в сан игуменьи.

ИГУМЕНЬИ КАЗАНСКОГО БОГОЛЮБИВОГО МОНАСТЫРЯ

Игуменья Елевферия (Попова) с 1892 года до 1904 года3

Первая игумения Боголюбивой обители. После 20-тилетнего ревностностного руководства Боголюбивым монастырем и ухода на покой проживала в специально возведенном в 1903 году 2-хэтажном корпусе, названном в 1910 году «корпусом заштатной игумении». Когда умерла – неизвестно.

Игуменья Евлалия (Троицкая) с 1904 года до 1917-18 гг.

Из духовного звания, образование домашнее. В монашество пострижена в Казанской Амвросиевской женской пустыни (Шамординский монастырь) Перемышльского уезда в 1901 году по благословению преп. Иосифа Оптинского. В 1904 году назначена настоятельницей Казанского Боголюбивого женского монастыря Мосальского уезда с возведением в сан игумении. Духовное чадо и адресат преп. Иосифа Оптинского. Когда умерла – неизвестно.

Игуменья Елена ( в миру Ольга Владимировна Долгово-Сабурова) — до 1926 года

Последняя игумения Боголюбивого монастыря. Родилась в Москве в 1876 году. Из дворянского сословия. Окончила Виленское Мариинское училище. В годы 1-й мировой войны была сестрой милосердия. Отец — Долгово-Сабуров Владимир Сергеевич — титулярный советник (Главное управление неокладных сборов [министерства финансов]). У нее были сестра Мария и брат Николай. Сестра была замужем за прокурором Вильбот, а брат служил в госбанке. Игуменья Елена была репрессирована в 1929 году (подробнее см. далее в главе о репрессированных монахинях)

Владимир Сергеевич

Долгово – Сабуров. Фото 1895 г.

ПЕРВАЯ ИГУМЕНИЯ КАЗАНСКОГО БОГОЛЮБИВОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ЕЛЕВФЕРИЯ (ПОПОВА)

Эту уникальную фотографию передал монастырю присутствующий на конференции директор СПК «Жерелево», депутат Законодательного собрания Калужской области Николай Иванович Яшкин, уроженец с. Бутчино Куйбышевского района. Он сохранял ее достаточно продолжительное время и, по его рассказу, фотография была отдана ему жителем с. Бутчино Михаилом Федоровичем Нестюркиным незадолго до его смерти. Так получилось, что предчувствуя свой уход, Михаил Федорович попросил Николая Ивановича приехать к нему и протянул ему старую фотографию со словами: «Как там сложится – неизвестно. Вот есть реликвия, которая осталась от сестры бабушкиной, в девичестве Нестюркиной. Когда-нибудь она пригодится».

Эта «бабушкина сестра» была монахиней Белокопытовского монастыря, а родом из крестьянской семьи Нестюркиных с. Бутчино. После закрытия обители она до самой смерти жила в своей семье и бережно сохраняла фотографию первой игумении Боголюбивой обители.

Фото сделано в фотографии Н. Прахницкого в Одессе «уг. Еврейск. И Решильевск. Дом Ралли, против синагоги» в 1899 году. На обороте рукой игуменьи Елевферии написано: «Дана для молитвеннаго Воспоминания 1899 года Апреля 6 дня».

Данных послужного списка о первой игуменьи обители мы пока не имеем. Известно, что игумения Елевферия (Попова) возглавляла монастырь с 1892 года по 1904 год. В Казанской Боголюбивой Общине она подвизалась практически с момента ее основания, т.к. в «Ведомости о бытии у Исповеди…» 1872 года она уже была рясофорной монахиней, что позволяет предположить, что она была постриженицей духовного устроителя обители – оптинского иеросхимонаха Гавриила (Спасского). В Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге было найдено дело «Об увольнении от должности настоятельницы Казанского Боголюбивого епархиального монастыря игумении Елевферии»(Ф.796. Д.615 от 22 января 1904 года).

После более чем 20-летнего ревностного руководства Боголюбивым монастырем и ухода на покой она проживала в специально возведенном в 1903 году двухэтажном корпусе, названном в страховой оценке 1910 года «корпусом заштатной игумении2. Когда умерла – неизвестно.

Игумения Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря Евлалия (Троицкая) (1849 – после 1917 гг.)

Согласно послужному списку шамординских насельниц за 1901 год, игумения Евлалия (в миру Евдокия Яковлевна Троицкая), «дочь причетника села Староселия Калужской губернии Мещевского уезда»4 родилась в 1849 году. В Протоколах Калужской Духовной Консистории за 1902 год приведены несколько иные сведения: «По происходившей переписке оказалось, что Троицкая родилась от пономаря села Захаровского, Наумовщины тож, Медынского уезда, Якова Алексеева Троицкого, в 1850 году Февраля 22 дня»5. Думается, вторые данные достоверны, т.к. приводятся согласно представленным Евдокией документам, первые же записаны со слов, а различия, возможно, объсняются перемещением по службе ее отца из Мещевского в Медынский уезд, что, безусловно, требует дополнительной проверки, дабы точно установить место рождения Евдокии Троицкой.

Евдокия получила домашнее образование. В 1870 году она поступила в Белевский Крестовоздвиженский особножительный III кл. женский монастырь, основанный около 1625 года в г. Белеве Тульской губернии6. Семь лет прожила Евдокия при известнейшей игумении Белевского монастыря, верной ученице преподобный оптинских старцев Макария и Льва, подвижницы благочестия Павлине (Овсянниковой)7. Матушка Павлина (1813- 1877) была известна строгой подвижнической жизнью, чему по руководством оптинских старцев обучала вверенных ей сестер. Она «за все благодарила Бога, особенно же за то, что имела случай пользоваться руководством и советами опытных духовных старцев.

В свободное от молитвы и занятий по управлению обителью время игумения любила, сидя у окна, вслух читать отеческие книг и и жития святых. Праздной ее никогда не видели. До упадка сил, когда позволяло здоровье, любила она прясть на прялке и иногда до половины ночи просижывааала за работою. Но главной заботой для нее были все те же сестры. Любя Господа всей душой, любила она и сестер своих, за них она была готова душу свою положить. Видя скорбных, она входила сердцем в их положение, ободряла, молилась за них. В былое время старец Макарий, указывая другим на матушку, говаривал: «это ангел Божий, я мало знаю людей, которым не вредит честь, а е она еще более смиряет и через то ставит выше земного». Новоначальных Макарий всегда поручал руководству игумении»8. Незадолго до своей кончины, последовавшей в 1860 году, «старец Макарий… вручил попечению преподобного Амвросия сестер Белевского женского монастыря9.

Согласно послужному списку за 1902 г., Евдокия в 1881 году была определена в число указных послушниц этой обители. Вместе с Евдокией Троицкой в Белевской обители подвязалась монахиня Евфросиния, в миру Розова Елена Александровна, родившаяся в 1813 году в семье полкового доктора, служившего в Москве, и поступившая в монастырь в 1853 году. Направленная в Белев самим старцем Макарием, она стала преданной его ученицей, и с первого же дня мужественно постигала монашеское делание под неусыпным вниманием игумении Павлины. В ее жизнеописании повествуется о той обстановке, что царила в Белевском монастыре: «В то время в монастырях, особенно находившихся под руководством старцев, еще хранился во всей полноте дух строгого монашества. Безпрекословное послушание и отсечение своей воли ставили на первом плане, и юная Елена Александровна Розова, с первых дней монашеской жизни, вступила в суровую школу игумении Павлины. Мудрая старица обучала ее монашескому житию, и молодая послушница с верой внимала словам наставницы. Она назначала ей самые трудные и низкие послушания, и чтобы уничтожить в ней всякий помысл самомнения, постоянно подвергала ее выговорам и замечаниям. Она приучала никогда ни в чем не оправдываться, а считать себя в глубине своего сердца во всем виноватой. Все эти иноческие уроки не пропали даром и выработали в ней глубокое смирение и сознание своей худости, безпредельную преданность воле Божией, потребность прибегать во всяком скорбном и радостном случае к Господу и привычку всегда во всем понуждать себя»10.

1 октября 1884 года трудами и молитвами преп. Амвросия Оптинского было совершено открытие Казанской женской общины при с. Шамордино и освящение в ней храма во имя Казанской иконы Матери Божией. К этому времени старец Амвросий перевел из Белевского монастыря некоторых монахинь — своих духовных дочерей, в свою новую обитель, поручив им высшие должности с целью ввести здесь должный монастырский порядок11. Это была первая группа монахинь, переведенная из Белевского монастыря в Шамордино.

24 января 1888 года скончалась первая настоятельница Казанской общины схимонахиня София (Болотова). Преподобный Амвросий «заботился об избрании новой начальницы и назначил одну из своих преданных духовных дочерей — монахиню Белевского монастыря Евфросинию Розову, которая и была утверждена в должности настоятельницы Калужским Епархиальным начальством, и 23 апреля 1888 г., в Великую субботу, приехала к месту своего служения»12. Вслед за ней 14 октября 1888 года три белевских насельницы пишут прошение о перемещении их в Казанскую женскую общину Перемышленского уезда. Прежде всего, надо помнить, что такое прошение не могло быть написано без благословения старца Амвросия, к тому же исполнялось желание сестер быть ближе к своему духовному отцу.

Ходатайство сестер было рассмотрено на собрании Калужской Духовной Консистории в присутствии протоиереев Алексея Колыбелина и Иоанна Соколова и священников Петра Комарова и Петра Хвалебного:

«Октября 17 дня в Понедельник

С Л У Ш А Л И:

1.Прошение монахини Белевского Крестовоздвиженского монастыря Тульской епархии Елены Свечиной и послушниц того же монастыря Евдокии Яковлены Троицкой и Варвары Алексеевой Шеламовой, коим ходатайствуют пред Его Преосвященством о перемещении их в Казанскую женску. Общину Перемышленского уезда. На прошение этом последовала резолюция Его Преосвященства такова: «В Консисторию на рассмотрение».

П Р И К А З А Л И: Просить Тульскую Духовную Консисторию уведомить, нет ли со стороны Тульского Епархиального Начальства каких-либо препятствий к перемещению вышеупомянутых лиц в Калужскую епархию и, если нет, то выслать в Калужскую Консисторию послужные их списки.

Секретарь

2.Прошение настоятельницы Казанской женской общины Перемышленского уезда монахини Евфросинии, в коем объяснила, что вверенная ей община по недостаточности находящихся в ее распоряжении материальных средств, заключающихся только в 10 т.рублей и в 200 десятин земли при 280 сестрах, находящихся в обители, терпит большой недостаток и в продовольствии сестер и в отоплении всех зданий общины…»13.

17 марта 1889 года после получения послужных списков из Тульской епархии Казанская Духовная Консистория рассмотрела еще раз этот вопрос:

«ГАКО. 1889.г. Ф.33, Оп.3, Д.1681. С.286-287 О перемещении монахини Белевского монастыря Елены Свечиной и посл. Евдокии Троицкой и Варвары Шеламовой в Шамординскую общину.

С.286

Отношение Тульской Духовной Консистории, от 6 сего Марта за №1583, при коем припроводжая послужной список монахини Белевского Крестовоздвиженского женского монастыря Елены Свечиной и послушниц того же монастыря Евдокии Троицкой и Варвары Шеламовой сообщает, что к перемещению означенных лиц из Белевского Крестовоздвиженского монастыря в Казанскую женскую общину Перемышленского уезда со стороны Тульского епархиального начальства препятствий не имеется, прося при этом в случае принятия их в Калужскую епархию, уведомить Тульскую Консисторию. Названная монахиня и послушницы, в поданном 14 Октября 1888 г. к Его Преосвященству прошении, ходатайствовали о перемещении их в Казанскую женскую общину Перемыльского уезда, на что

С. 286об.

Настоятельница той общины изъявила полное согласие…

П Р И К А З А Л И: Монахиню Белевского Крестовоздвиженского женского монастыря Елену Свечину и послушниц того же монастыря Евдокию Троицкую и Варвару Шеламову, согласно прошению их, и за отсутствием препятствий к перемещению, а также в виду согласия Настоятельницы Перемышльской Казанской

С.287

Общины на принятие их в эту общину в число сестер оной, о чем и объявить им чрез Тульскую Духовную Консисторию, и о распоряжении этом дать знать Настоятельнице Перемышльской женской общины монахине Евфросинии указом с препровождением послужного списка просительниц. За сим настоящее дело, как не требующее дальнейшего производства, зачесть конченным и сдать в свое время в архив».

Так, указная послушница Евдокия Троицкая после почти 20-летнего пребывания в Белевском монастыре, стала насельницей Казанской Амвросиевской общины. В обители она несла послушание свечницы. В 1901 году игумения Евфросиния ходатайствовала о монашеском пострижении пятнадцати послушниц, в том числе Евдокии Троицкой, но в отсутствии необходимых документов ее постриг был отложен14. Только спустя полгода Евдокия смогла представить все справки и вопрос о пострижении был рассмотрен на заседании Калужской Духовной Консистории в 1902 году:

«2. С Л У Ш А Л И: Поступившее 6 февраля в Консисторию прошение послушницы Казанской Амвросиевской пустыни Перемышльского уезда Евдокии Яковлевой Троицкой о выдаче ей свидетельства о звании ее.

СПРАВКА: 1) Настоятельница Калужской Амвросиевой женской пустыни, Игумения Евфросиния, в Октябре месяце 1901 года обратилась к Его Преосвященству с прошением о том, что во вверенной ей обители находится послушница Евдокия Яковлева Троицкая, которая желает усердно принять монашеское пострижение, и она Троицкая, исполняя монастырские послушания и труды с усердием при честном и благонравном поведении признается благонадежною и достигшею узаконенных лет к пострижению. При сем Игумения Евфросиния просила Его Преосвященство послушницу Троицкую разрешить постричь в монашество. Консистория указом от 12 декабря за №14047 прерисала Игумение Евфросинии представить в Консисторию документы Троицкой.

2) По происходившей переписи оказалось, что Троицкая родилась от пономаря села Захаровского, Наумовщины тож, Медынского уезда Якова Алексеева Троицкого в 1850 году Февраля 22 дня, поступившая первоначально в Белевский Крестовоздвиженский монастырь Тульской епархии в 1870 году, в 1881 определена в число послушниц оного монастыря, в 1889 году переведена в сию пустынь; девица.

ПРИКАЗАЛИ: Рекомендуемая Настоятельницею Амвросиевской женской пустыни Игуменией Евфросиниею указная послушница Евдокия Яковлева Троицкая, как видно из справки, имеет лета узаконенные для восприятия иноческого сана и к монашеской жизни признается по засвидетельствованию Игумении способною и благонадежною. На сем основании Консистория определяет: разрешить Благочинному монастырей Калужской епархии, настоятелю Козельской Оптиной пустыни о. Игумену Ксенофонту послушницу Троицкую постричь в монашество, о чем послать о. Игумену указ с предписанием по исполнении обряда пострижения донести Консистории с присовокуплением сведения об имени постриженной. О распоряжении сем дать знать указом Игумении Евфросинии»15 .

22 января 1904 года по возрасту и состоянию здоровья была уволена от должности настоятельницы Казанского Боголюбивого женского монастыря Мосальского уезда игумения Елевферия, руководившая обителью 12 лет. Вскоре настоятельницей Боголюбивого монастыря с возведением в сан игумении была назначена монахиня Евлалия (Троицкая), и ее перевод, несомненно, был благословлен ее духовным отцом – преподобный Иосифом Оптинским у которого она окормлялась после смерти преподобного Амвросия. 35-летнее пребывание в монастырях стало для игумении Евлалии настоящей школой монашеского делания, ибо перед ее глазами изо дня в день были достойнейшие примеры в лице ее духовных наставников – старцев и стариц.

Вместе с монахиней Евлалией в Боголюбивую обитель переехала послушница Евдокия Федоровна Иванова, тоже духовная дочь преподобного старца Иосифа. По послужному списку Амвросиевской пустыни 1901 года она происходила из крестьян Тамбовской губернии Козловского уезда. Образование она получила домашнее. В 1888 году поступила в Казанскую пустынь, в 1894 году была определена в число послушниц указом Калужской Духовной Консистории от 24 октября за № 10130. В Шамордино Евдокия несла послушание экономки при конном дворе. В Белокопытовском монастыре она была пострижена в монашество с именем Еликанида и несла послушание казначеи, т.е. была правой рукой игуменьи.

Сохранилось почти 30 писем преподобного Иосифа Оптинского, написанные им в 1904-1908 гг. своим духовным дочерям – игумение Евлалие (Троицкой) и казначее монахине Еликаниде (Ивановой).

Достоверно известно, что игумения Евлалия (Троицкая) настоятельствовала в Белокопытовском Казанском Боголюбивом монастыре до 1917 года, т.е. не менее 13-ти лет. После 1917 года судьба ее неизвестна.

1 Белокопытова А.Е. упоминается, как настоятельница общины, в Памятной книжке Калужской губернии 1870 г. и в Справочной книжке Калужской губернии 1871 г.

2 О Феодосии Синельниковой см. : «Подвижники благочестия…» С.426. Феодосия упоминается, как настоятельница общины, в Адрес – календарях Калужской губернии 1881, 1887, 1890 годов. Надо признать, что эти сведения требуют дополнительного исследования, т.к. по другим письменным источникам 19 – го века Феодосия Синельникова умерла через год после кончины А.Е. Белокопытовой в 1883 году. Необходимо проверить эти данные по сохранившимся фондам Калужской консистории. На момент написания этой книге Калужский областной архив не доступен для посещения. Надеемся, что будущие издания книги о Боголюбивом монастыре внесут ясность и соответствующие дополнения в соответствии с послужными списками обители.

3 РГИА, фонд 796, Д. 615 от 22 января 1904 года «Об увольнении от должности настоятельницы Казанского Боголюбивого епархиального монастыря игумении Елевферии». (12.л.)

4 ГАКО, Ф. 33, Оп.2, Д.1410, Л.284 за 1901 год.

5 ГАКО, Ф.33, Оп 2 за 1902 год

6 Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского Третьеклассного монастыря / сост. И.Л. СПб., 1863.

7 «Белевская игумения Павлина// Жизнеописание отечественных подвижников благочестия. Июнь. Введенская Оптина Пустынь, 1995. С. 238-266. Память совершается 20 июня ст.ст.

8 Там же, С.260

9 Иг. Андроник (Трубачев) «Преподобный Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. С.78

10 Казанская Амвросиевская женская пустынь, калужской губ, при с. Шамордине и ее основатель ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ АМВРОСИЙ. Изд. Пустыни. Репр. По изданию 1908 года. Шамордино, 2014. С. 46.

11 Там же, С.30

12 Там же, С.44

13 Журнал Калужской Духовной Консистории за 1888 год. Гако. Ф.33, Оп.3. Д. 1648

14 ГИКО, Ф. 33, Оп. 2, Д. 1395, С 1200-1201 об.

15 ГИКО, Ф.33, Оп. 2, Д. 1431