Монастырская жизнь

Для тех, кто задумался о монастыре приводим несколько глав из книги архимандрита Бориса (Долженко) «К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

ЧТО ПРИВОДИТ ЛЮДЕЙ В МОНАСТЫРЬ?

Общество всѐ более и более снижает нравственные планки для своих членов, и человеку с христианской совестью становится в нѐм всѐ неуютнее. Мир крайне настойчиво диктует ему свои условия жизни: сквернословие, курение, пьянство, блуд, аборты, право сильного, власть денег. В одиночку выдержать этот натиск трудно, а порой и невозможно. Необходимостью для современных христиан постепенно становится взаимная поддержка, жизнь в христианской общине, многодетная православная семья с совместными постами, посещением храма и вечерними молитвами\, православная школа для детей, православная больница, православный коллектив на работе, совет священника.

Однако не все этим удовлетворяются. Некоторые по стечению обстоятельств, часто прискорбных (потеря семьи, неожиданная смерть близких людей, утрата надежды на земное счастье), настолько разочаровываются в мирской жизни, что еѐ блага теряют в их глазах привлекательность, а испорченность человеческих отношений становится более непереносимой. Верующий человек нередко видит в подобных обстоятельствах призвание к монашескому пути. Но есть и такие, кто не по причине мирских скорбей, а по влечению души желает всю жизнь без остатка посвятить служению Богу и спасению.

Не стоит, однако, сразу же при появлении мысли о монашестве собирать вещи, увольняться с работы и выписываться из квартиры. Мысль об уходе в монастырь должна созреть и выдержать проверку временем. Будет правильным также получить на это благословение родителей и духовника, или священника, у которого мы постоянно исповедуемся. Только недоумение может вызвать ситуация, когда духовник отправляет человека в монастырь без его особого желания и благословляет жить там «пока не выгонят». Можно благословить человека пожить в монастыре и присмотреться к монашеской жизни, но как только он поймет, что желания жить по-монастырски у него нет, ему надо удалиться. Эту мысль мы находим у свт. Игнатия Брянчанинова: «Пребывание в монастыре без искреннего желания вести жизнь монашескую, и потому устраняя от себя то поведение, которое требуется правилами св. Отцов, может служить только вредом и поведет насилуемого к такой жизни к самым печальным последствиям» («555 писем о подвижнической жизни», No 470).

Надо отдавать себе отчѐт, что не все люди способны к монашеству. По-настоящему способны те, кто чувствует к нему внутреннее призвание, видит указание к тому жизненных обстоятельств и в состоянии соблюдать монашеcкие обеты. «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11).

Какая же правильная цель должна быть у приходящего в монастырь? Принести себя, свою личную жизнь в жертву Богу, зная, что на этом пути ждут в первую очередь скорби и трудности, а отнюдь не духовные наслаждения. Не погрешим, если ответим и так: «Спасаться». Но спасаться не тем путѐм, каким спасаются в миру, а в условиях монастырской жизни, которая делает возможным более полное исполнение Закона Божьего. Заслуживает уважение также желание послужить Богу в монашеском чине или искупить монашеской жизнью свои прежние грехи.

Обычно человек делает свой выбор между путями спасения в миру и в монашестве, когда задумывается о вступлении в брак. Связав себя узами брака и обязательствами перед женой и детьми, он не может уже по своей воле пойти монашеским путем, разрушив при этом семью, разве что особый Промысл Божий освободит его. Существует еще одна возможность. По взаимному согласию муж и жена могут одновременно принять монашество в разных монастырях, если у них нет на попечении несовершеннолетних детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ

Весьма часто монастырь в духовном отношении сравнивают с высшим учебным заведением, куда не принимают людей, не окончивших среднюю школу, и это справедливо. Монастырский уклад требует от человека определенных знаний и опыта церковной жизни, которые приобретаются им заранее в его бытность прихожанином.

Посещая приходской храм, он узнает содержание Евангелия, знакомится с Православной верой, привыкает правильно вести себя в церкви, выучивает наизусть основные молитвы: «Отче наш», «Святый Боже», «Верую», «Царю Небесный», «Достойно», «Богородице Дево», соблюдает посты, исповедуется и причащается. Здесь же прихожанин приобретает начальный опыт исполнения заповедей Божиих. Он должен оставить вредные привычки, такие как сквернословие, курение, блуд, пьянство, бродяжничество, тунеядство.

Новоначальным, которые еще не понимают церковно-славянского языка и смысла богослужения, бывает трудно выстаивать службы. Но и они могут понять «Господи помилуй», «Аллилуия», прошения ектений, прокимны, отдельные слова и предложения из Священного Писания, рассматривать изображения на иконах, и этим первое время питать свой ум. Идя на богослужение, надо настраиваться на труд и на подвиг, а не на получение удовольствия. После грехопадения все доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.

Если решение идти в монастырь уже окрепло, то следует научиться читать по-славянски, при этом достаточной мерой является свободное чтение Псалтири. Требуется также заранее испытать свое воздержание: привыкнуть обходиться без мясной пищи, телевизора, современной музыки, компьютерных игр,– ведь в монастыре всего этого не будет… Желательно изучить какое-либо дело, нужное в богослужебной или хозяйственной монастырской жизни. Подготовивший себя таким образом имеет надежду на успех, а не подготовивший едва ли сможет преодолеть ожидающие его трудности…

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Одной из важнейших задач новоначального, пришедшего в Церковь, является восстановление в своем мировоззрении иерархии ценностей, на которой зиждется нравственность и правильное поведение в различных жизненных ситуациях. И, напротив: разрушение, искажение и подмена верной шкалы ценностей в сознании человека расстраивает не только монастырскую, церковную, но и всю государственную жизнь. Ниже приведем иерархию ценностей, начав с главного.

  1. Бог, Православие, спасение (Церковь, храм, молитва, Таинства, Заповеди).
  2. Отечество и свой народ с его национальной культурой.
  3. Братья и сестры во Христе, семья, родственники, друзья.
  4. Сам я (моя жизнь, здоровье, учеба, работа), другие люди.
  5. Необходимые вещи, деньги, жилище.
  6. Вещи и деньги сверх необходимости, предметы роскоши.

Каждый человек, чтобы оставаться человеком, должен стремиться жить более высокими ценностями и при необходимости ради них поступаться ценностями низшими. В тяжелые времена, чтобы отстоять свою веру, свободу и независимость Отечества, нашим предкам приходилось жертвовать ради них жизнью, иначе эти блага были бы потеряны.

Что же видим мы сейчас? Всеми способами в сознании людей насаждается противоположная шкала ценностей: главное – деньги, власть, движимое и недвижимое имущество, потом – личность с ее правами и собственностью, здоровье, удовольствия и т.д. Откуда же появятся среди нас государственные люди, которые не будут продавать за деньги интересы народа, воины, готовые отдать жизнь за Родину, монахи, отрекшиеся от мира для служения Богу, если в народном сознании утвердится система приоритетов с денежной купюрой на самом верху?

Поскольку путаница в этом вопросе будет постоянно создавать помехи на духовном пути, человеку необходимо еще до вступления в монастырь выстроить внутри себя правильную систему ценностей и следовать ей.

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ПРИЕМА В МОНАСТЫРЬ

  1. Неправильное мировоззрение. Препятствием для приема служат неправильные мнения даже по отдельным вопросам Православного вероучения (согласно монастырского Устава).
  2. Несовершеннолетие (согласно Устава).
    Отсутствие гражданства Российской Федерации (согласно Устава).
  3. Нерасторгнутый брак, несовершеннолетние дети, обязанность платить алименты, долги в миру. Развод должен быть оформлен.

Указанное ниже также иногда служит препятствием для поступления в обитель, но прием возможен по усмотрению настоятеля.

  1. Пребывание в местах лишения свободы.
  2. Вредные привычки. Непригодны к монастырской жизни также те, кто не может обходиться без телевизора, мясной пищи.
  3. Невоцерковленность – незнание основных правил церковной жизни, отсутствие личного опыта молитвы, постов, послушания священноначалию и вообще жизни в Церкви.
  4. Неимение паспорта и постоянной прописки на территории РФ.
  5. Психические заболевания и расстройства. Причина в том, что в монастыре нет возможности лечить таких больных и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь во время приступов. Обычно эти болезни связаны с неспособностью отвечать за свои поступки, затрудненностью правильного духовного развития и большой сложностью совместного проживания и исполнения послушаний.
  6. Преклонный возраст. В этом случае дело не толькуо в ограничении трудоспособности, но и в том, что пожилые люди обыкновенно не способны изменить сложившиеся взгляды, преодолеть мирские стереотипы поведения и усвоить вместо них присущие монастырской жизни. Обучение чему-то новому после 50 лет крайне затруднительно. В преклонном возрасте легче поступить в обитель тем, кто фактически вел монашескую жизнь в миру и в состоянии приносить пользу братии духовной мудростью, опытом жизни и примером терпения и благочестия, кто изучил церковное чтении е и пение, богослужебный устав, печение просфор, имеет полезные для монастыря профессиональные навыки в бухгалтерском деле, медицине и пр.
  7. Инвалидность и хронические болезни, требующие постоянного поддерживающего лечения.

Прием нетрудоспособных, престарелых и психически нездоровых людей остается на усмотрение настоятеля с учетом возможностей монастыря.

ВЫБОР МОНАСТЫРЯ

— по указанию духовника;

— по сложившимся обстоятельствам, в чем усматривается воля Божия;

— по влечению сердца;

— по рассуждению.

В последних двух случаях имеет значение месторасположение, история обители, климат, природа, святыни, с которыми надо предварительно ознакомиться. Конечно, надо усердно помолиться, чтобы Господь управил.

Особое значение в выборе должно занимать отношение настоятелю: расположены ли вы к нему, считаете ли вы его достаточно опытным в духовной жизни, чтобы доверить ему руководство своим спасением, готовы ли вы учиться у него правильной жизни в монастыре? Ошибочно думать, что настоятель – только администратор и никакого отношения к вашей духовной жизни иметь не будет. Именно от него будет зависеть решение самых важных вопросов вашей внутренней и внешней жизни.

Следующий по важности критерий выбора – коллектив, среда, в которой вам придется жить долгие годы. К ней тоже следует присмотреться: каковы здесь общая духовная атмосфера, уровень благочестия. Важны и социальный, и национальный, и возрастной состав.

Далее, по силам, по здоровью ли будет вам переносить принятый в данном монастыре распорядок дня, трудовую нагрузку, длительные богослужения, трапезу, климатические условия? Предварительные сведения об этом можно получить из рассказов побывавших там знакомых, но окончательный выбор можно сделать, только прожив в избранном монастыре некоторое, достаточно длительное время. Относиться к выбору нужно серьезно, учитывая, что, быть может, придется остаться здесь на всю жизнь. При монашеском постриге дается обет «пребывать в сей обитель», переход в другую возможен только по благословению священноначалия. При поступлении в любой монастырь надо приготовиться к терпению искушений и послушанию.

ПРАВИЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ В МОНАСТЫРЬ

Выбрав монастырь, сначала следует созвониться или списаться с настоятелем, рассказать о себе, попросить благословение приехать на несколько дней, чтобы познакомиться с монастырем и более подробно побеседовать о себе и своих намерениях. Если настоятель благословит, приехать еще раз, взяв на работе отпуск или отгулы, уже на более длительный срок, постоять на службах, потрудиться на послушаниях, почувствовать режим монастыря. В это время не только мы присматриваемся к монастырю, но и монастырское начальство – к нам. Только после этого, опять-таки по благословению, можно увольняться с работы и приезжать с вещами, не выписываясь, однако, с прежнего места. Здесь используется принцип «гусеницы», которая не оставляет прежнего места, пока не зацепится за новое. Им же разумно пользоваться и живущим в миру при смене работы и места жительства.

И уж совсем никуда не годится приезжать в незнакомый монастырь без предупреждения, поздно вечером, со всеми вещами. Одно дело – большой, благоустроенный монастырь, где есть гостиница с удобствами и трапезная для паломников, и совсем другое – монастырь недавно открытый, полуразрушенный, удаленный от города, где живут три-четыре человека и топят свои кельи дровами. Принять неожиданного гостя иногда очень затруднительно, особенно зимой: нет натопленного помещения, к вечеру все предельно устали. С ночным же гостем необходимо побеседовать, натопить помещение, приготовить трапезу, ночлег, посмотреть документы. Иногда уже во время знакомства с документами и первой беседы выясняется, что принимать приехавшего нельзя, небезопасно. А он требует: « Мне некуда идти! Куда я пойду ночью? Где ваше гостеприимство, да христиане вы или нет?» Одним словом, искушение… Итак, не поленюсь повторить еще раз: желая посетить монастырь, следует предварительно созвониться с настоятелем и договориться о приеме и ночлеге, чтобы самому не попасть и других не поставить в неприятное положение.

По пути в монастырь не стоит брать с собой случайных попутчиков и присоединяться к незнакомым людям, едущим туда же. Это совсем не способствует благополучному поступлению в монастырь.

И еще один совет: не приходите устраиваться в монастырь во время многодневных постов, особенно перед Пасхой. Почему? Новому человеку необходимо устроиться с жильем, пройти «притирку» с живущими в обители. Приходят же, в большинстве своем, люди проблемные, что создает немало дополнительных трудностей. В некоторых монастырях в это время посторонних вовсе не принимают, так как Великим Постом для насеотников достаточно внутренних искушений.