Путешествие в историю

Осенью 2015 года в Новодяглево впервые за последние девяносто лет зазвучала соборная молитва. Здесь по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана началось возрождение разрушенного в начале прошлого века Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря.

В середине октября в Новодяглево приехала монахиня Иосифа, на плечи которой и легли все работы и обязанности по возрождению святой обители. В свое время Белокопытовский Казанский монастырь поражал своей мощью и делал много благих дел для простого люда. Вместе с храмами на его территории были построены корпуса для келий монашествующих. Здесь была школа для приходящих детей, приют, была аптека, больница … Монастырь из своих средств платил доктору за лечение больных. Всего к 1890 году на территории монастыря было построено 54 здания, которые окружала большая ограда.

Своим происхождением Казанская женская Боголюбивая община (позднее — Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь) обязан Александре Евгеньевне Белокопытовой.Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. Рано лишившись родителей, Александра семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди – господина Лыкошина, у которого жила до своего замужества.

В 1836 году с исполнением 16 лет Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего шестидесятилетнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.

Прожив во втором супружестве только пять лет Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж. По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П.Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец») в 1865 году она обратилась к Калужскому архиепископу Григорию, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.

Как средства к содержанию будущей обители, Белокопытова показала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли в количестве 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем.

Разрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл оптинский иеромонах, отец Гавриил, который принял самое живое участие в деле. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.

В 1880 году вследствие обветшалости и малой вместимости деревянного Казанского храма, по ходатайству настоятельницы общины монахини Феодосии и храмосоздательницы Александры Евгеньевны Белокопытовой епархиальным начальством было разрешено построить новый каменный трехпрестольный соборный храм во имя Воздвижения Креста Господня.

В 1892 году Священным Синодом было принято решение об открытии Казанского Боголюбивого монастыря.

С приходом советской власти все это великолепие было разрушено. А последний кирпич, который сохранился от стен и храмов монастыря, после войны был разобран на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза. И монастырь на долгие годы порос травой забвения.

В 2015 году с приездом в Новодяглево монахини Иосифы на территории монастыря все оживилось: сперва была поставлена небольшая бытовка с молельной комнатой, потом — поставлен и освящен Поклонный крест на месте Крестовоздвиженского храма, затем был построен Святой колодец и уже летом 2016 года здесь прошла Божественая литургия с освящением нового храма, воздвигнутого в честь Собора преподобных Оптинских старцев.

2017 год является юбилейным в истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, — говорит матушка Иосифа. — 125 лет назад монастырь был официально открыт, хотя фактически его основание произошло намного раньше, — Многие не понимают, почему именно нынче мы отмечаем 125 лет со времени основания нашего монастыря, говоря, что он значительно старше упомянутой даты. Тому есть официальное разъяснение.

В Калужской губернии кроме монастырей было очень много общин — мужских и женских. До революции, только в сторону Варшавского шоссе в Мосальском уезде была женская община и две в Медынском уезде и ни одна из них не стала монастырем, хотя каждая из них существовала несколько десятилетий. Наш монастырь много лет существовал как женская община с очень строгим скитским уставом.

Испокон века монастыри на Руси были двух видов – общежительный, правила которого были даны самим Богом преподобному Пахомию Великому. Первый монастырь он организовал для своей сестры общежительным. Это когда для монашествующих в нем все общее – еда, одежда, книги, житие.
Второй вид монастыря – особножительный. То есть, монашествующие собирались в храм только на службу. Кельи строили за свой счет. Кто был побогаче мог даже брать с собой прислугу. Монашествующие сами себя во всем обеспечивали за счет помощи родственников или дохода от своего рукоделия.
В 14 веке преподобный Сергий Радонежский ратовал за введение общежительного устава в русских монастырях, чтобы монашествующие жили в истинном единении в Боге и любви по образу Святой Троицы.
Официально община Казанской боголюбивого женского монастыря была основана в 1868 году, хотя фактически, как мы знаем, она существовала намного раньше этого времени.
Все вместе сёстры собрались в середине 19-го века. Но подать прошение на свое существование в общине они смогли только после 1861 года, когда было отменено крепостное право и когда людям начали выдавать документы.
К 1892-му году священный Синод в Санкт-Петербурге принял решение об открытии Казанского Боголюбивого женского общежительного монастыря. И теперь юбилейный год мы считаем не со времени основания монастыря, а с его официального открытия в 1892 году, — пояснила монахиня Иосифа.

Всю подтверждающую документацию матушка Иосифа привезла из Санкт-Петербурга из Синодального архива в ноябре 2016 года. Причем, все имеющиеся документы об открытии монастыря начинают исходить с февраля 1892 года.
-Почему у нас весь год является юбилейный? Да потому, что решение об его открытии было многоступенчатым, — поясняет монахиня Иосифа.
– И первые документы об открытии монастыря подписывал и Синод, и государь, и министерство иностранных дел. Все это передавалось в Епархию, а затем был торжественный приезд епископа в монастырь. Мероприхятие растянулось минимум на полгода. Поэтому и получается, что весь 2017 год мы будем отмечать как юбилейный. Чтобы не было  недопонимании и несогласий в дальнейшем, все документы об открытии монастыря я даю в приложении в книге, которая уже находится в печати и скоро выйдет в свет.
Сейчас матушка Иосифа проводит большую подготовительную работу к конференции по истории обители, которая пройдет  в апреле 2017 года и ее рабочее название  – «История Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря — первого женского общежительного монастыря на Калужской земле». В этой конференции примут участие три области – Брянская, Калужская и Смоленская.
Нужно любить землю, на которой ты родился, чтить историю своей страны. Уважая историю своего края мы в первую очередь уважаем себя.
В связи с подготовкой к конференции по истории обители вместе с матушкой Иосифой мы поехали в город Севск Брянской области, почти за триста километров от нашего района. Эта поездка была неслучайной. По дороге матушка Иосифа рассказала, о том, что основательница нашего Казанского Боголюбивого женского монастыря Александра Евгеньевна Белокопытова приезжала в Севск как минимум три раза в год на протяжении долгого времени. В семь лет она осталась сиротой и ее воспитывал дядя по фамилии Лыкошин. Сестра дяди, родная тетка Александры — монахиня Досифея, в миру — Дарья Михайловна Лыкошина, подвязалась в Свято-Троицком женском монастыре Севска и более тридцати лет прожила в нем. Здесь она умерла и где-то рядом с монастырем похоронена.
Сперва Александра Евгеньевна приезжала в Севск из- под Вязьмы вместе с дядькой на праздники. Потом много раз ездила сюда самостоятельно из Петропаловского сельца. Именно в Свято-Троицком монастыре она узнала о будущих великих Оптинских старцах. В то время духовником севских сестер был будущий преподобный Макарий Оптинский, подвязавшийся тогда в Площанской пустыне.
Богородицкий Площанский монастырь находится неподалеку, немногим ближе к Брянску, в нем святой Макарий Оптинский и начинал путь служения Богу. Это место как нельзя лучше соответствовал его намерениям. Удалённая на значительное расстояние от населённых пунктов и окружённая со всех сторон лесами, пустынь идеально подходила для иноческого уединения.
Старца Макария назначили духовником сестер. Как мы знаем, духовник – это человек, который ведет духовную жизнь монахинь и знает их все сложности. У кого-то скорбь внутри, у кого-то испытание, у кого-то искушение. И духовник направляет монашествующих так в их духовной жизни, чтобы в обители всегда сохранялся мир и любовь.
Преподобный Макарий также стал духовником и для Александры Евгеньевны Белокопытовой. Он ее наставлял и давал советы по созданию Казанской Боголюбивой общины.
В середине января 2017 года вместе с монахиней Иосифой мы прибыли в Севск и сразу направились в Свято-Троицкий епархиальный мужской монастырь. Это последнее время он стал мужским, а долгие годы, можно сказать — столетия, начиная –с 14-го- 15-го веков, в нем жили и молились монахини и изначально он назывался Новодевичьим Троицким женским монастырем. Здесь долгое время находилась чудотворная икона Молченской Матери Божией.. Сюда на Троицу, Пасху и престольный праздник Молченской иконы Божией Матери приезжала и Александра Евгеньевна Белокопытова. Она молилась у чудотворной иконы и получала наставления от преподобного Макария. И теперь эти места навсегда связаны невероятной духовной ниточкой с нашей Казанской Боголюбивой женской обителью.
В Свято-Троицком монастыре мы встретились с его наместником — иеромонахом Василием. Он и рассказал нам об истории монастыря и появлении в нем чудотворной иконы Молченской Божией Матери.
— История Новодевичьего Троицкого женского монастыря начиналась с нескольких монахинь-подвижниц, которые здесь жили, — рассказывает иеромонах Василий. — Когда точно монастырь образовался — история умалчивает. Впервые про него стало известно только в 1612 году, после того, как татаро-монголы уже разрушили обитель.
На нынешней территории монастыря были только небольшие постройки и несколько монахинь, которые здесь подвязались и жили в уединении в землянках. Они основали небольшую церковь и свое жилище.
Рядом с монастырем проходила большая Киевская дорога и город Севск являлся военной крепостью. Здесь находился пограничный пункт пропуска юго-восточного рубежа. В то время город был практически военный. Точнее сказать, здесь была крепость, лились пушки, пристреливалось оружие. Это был так называемый плацдарм.
В свое время татары-монголы основательно похозяйничали в Севске и разрушили все, что монахини трепетно созидали. В Смутное время многие юго-восточные области Руси были опустошены, города, селения, монастыри разорены.
После большого пожара случившегося в Молченской обители, Молченская икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовный женский монастырь.
В 1612 году Матерь Божия Молченская явилась монахиням Путивльского женского монастыря, тогда, когда Лже-Дмитрий в нем обитал и затеял всякую смуту, желая себя объявить царем. Она явилась и сказала перенесите икону из Путивля в Севский Новодевечий Троицкий женский монастырь. В Севске в монастыре в то время уже собралось несколько сестер и трем его подвижницам также явилась Матерь Божия и сказала, чтобы они встречали чудотворную икону на большой Киевской дороге.
После перенесения Молченской иконы Божией Матери женский монастырь в Севске стал возрождаться. Являлся он Новодевичьим, в нем жили только одни девицы. Все престарелые и замужние женщины находились за стенами обители.
В Троицком монастыре перед Молченской иконой Божией Матери на торжественное Богослужение собиралось много богомольцев и не только из города Севска, но и окрестных сел и дальних мест окружающих губерний. Верующие молились о помощи во всех делах и обстоятельствах своей жизни. При болезнях, а также при несчастных случаях многие получали помощь и исцеления.
Перед этой иконой всегда при приезде в Севск молилась и Александра Евгеньевна Белокопытова.
Позднее, после революции, в 1921 году монастырь был закрыт и подвергся разорению, монахини были выгнаны, священство расстреляно в Площанской пустыни, кто-то уехал или бесследно исчез. Церковь Рождества Божией Матери спалили. Во время войны собор практически не пострадал, только немного был разорен свод. Но в 1990 году севское ПМК нанесло огромный урон главному храму монастыря, изуродовав его цементной штукатуркой и поломав много исторических вещей. В 2001 году Брянский владыка Феофилакт вновь открыл монастырь, но уже как мужской. Сейчас он восстанавливается, но монашества в нем не так уж и много.
Побывав в храме Свято-Троицкого монастыря, мы поразилась его архитектурой. Здесь на одной из стен разграбленного и порушенного храма последнее время из под штукатурки стало проявляться изображение Божией Матери. Это ли не чудо!
Матушка Иосифа ходила по территории монастыря и ее переполняли неподдельные эмоции от того, что она прикоснулась к святым местам, где часто бывала и молилась Александра Евгеньевна Белокопытова и где она встречалась с Макарием Оптинским.
— Преподобный Макарий – это же была сама любовь!, — восклицает Матушка Иосифа. — Он своими ногами ходил по территории этого монастыря! Где-то здесь был сад, колодец. Где-то здесь под яблоньками сидели монахини и великий старец Макарий наставлял их после службы. Его благодатное присутствие ощущается здесь и сейчас!
Монахиня Досифея, тетка Александры Евгеньевны, более тридцати лет переписывалась с Оптинскими старцами — с преподобными Львом и Макарием Оптинскими. Какие-то моменты жизни Александры Евгеньевны Белокопытовой матущка Иосифа и узнала из этой переписки.
-Когда начиналось устройство общины в Мосальском уезде, где сейчас находится в Ново-Дяглево Белокопытовский монастырь, А.Е. Белокопытова обратилась за советом ни к кому-нибудь, а именно к Оптинским старцам, — рассказывает матушка Иосифа. — И путь в Оптину пустынь нашей основательницы лежал именно через Севск. Поэтому мы и приехали сюда, чтобы посмотреть это святое, веками намоленое место, чтобы вспомнить матушку Досифею и двух сестер Макария преподобного, которые тоже здесь жили, а заодно узнать что-то нового из жизни ххххххххххх Александры Евгеньевны Белокопытовой.
После посещения Свято-Троицкого епархиального мужского монастыря мы с матушкой Иосифой отправились в Кресто-Воздвиженский женский монастырь города Севска.
С 2000 года по ходатайству Преосвященного Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека определением Синода Русской Православной Церкви приход Кресто-Воздвиженского храма был преобразован в женский монастырь.
Главное место среди Святынь новосозданной обители занял чтимый Молченский образ Божией Матери. Открытие этого монастыря сестры воспринимают как волю Царицы Небесной продолжать традиции Севского Троицкого женского монастыря, хранить чтимый Образ, служить Богу и людям.
После октябрьского переворота1917 года в городе Севске из одиннадцати действующих храмов постепенно закрылось десять, а затем часть их полностью уничтожается. В 1921 году закрывается Троицкий девичий монастырь. По рассказам очевидцев, многие книги, Святыни, Богослужебные принадлежности были разграблены, попраны, преданы огню. С Молченской иконы была похищена риза с драгоценностями. Сама Молченская икона была выброшена, но одной из насельниц монастыря монахини Фотинии удалось ее спасти. Большая часть монахинь закрытого монастыря поселилась в городе Севске и его окрестностях. На Богослужения и молитвы многие из них собирались в Кресто-Воздвиженском храме. Приход был многолюдный и единственный на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. По воскресным и праздничным дням Молченская икона приносилась в храм и перед ней молились монахини и прихожане.
В 1959 году по просьбе служившего в Кресто-Воздвиженском храме священника монахиня Фотиния передала Молченскую икону Божией Матери в храм. Икону поместили над Царскими Вратами, и чтобы дать возможность прихожанам приложиться к чтимому образу, спускали его на лентах.
Во время нашего приезда в монастырь нас с неподдельной добротой и любовью встретила нынешняя его настоятельница и хранительница чудотворной иконы игуменья Афанасия (Личаева). Она познакомила нас с историей образования Кресто-Воздвиженского епархиального женского монастыря. Здесь мы могли приклониться перед Великой Святыней – Молченской иконой и на себе почувствовать ее чудотворную силу.
Матушка Афанасия пообещала приехать в наш район на апрельскую конференцию и по мере возможностей помочь Белокопытовскому Казанскому боголюбивому женскому монастырю в создании архива по его истории.
Одухотворенные мы уезжали из города Севска. Следующим путешествием в историю намечалась поезда в Оптину Пустынь и Шамордино. Но об этом можно будет прочитать в ближайшем номере газеты «Бетлицкий вестник».
Вера Мартынова
Фото автора